Официальный сайт муниципального образования город Ломоносов

Муниципальное образование город Ломоносов
официальный сайт
Вы здесь: Главная -> Краеведение -> Дневниковый Ораниенбаум. Век XIX.

ДНЕВНИКОВЫЙ ОРАНИЕНБАУМ. ВЕК XIX.

По материалам дневника генерал-майора Н.Г.Анкудинова и статьи В.А.Парахуды.

В Российском государственном архиве Военно-морского флота хранятся три записные книжки – дневниковые записи генерал-майора Н.Г.Анкудинова, жившего в Ораниенбауме с 1886 года.
Николай Григорьевич Анкудинов потомственный моряк, отставной генерал по адмиралтейству родился в 1826 году в Эстляндской губернии. Николай Григорьевич был гидрографом, преподавателем и великолепным мемуаристом. Его воспоминания раскрывают перед нами жизнь и быт дореволюционного Ораниенбаума, из них мы узнаем о необычных и трагических происшествиях.
Довольно много места уделено в этих записях событиям на море. Например, 11 ноября 1889 г пароход-ледорез «Луна», шедший в Кронштадт стал на мель в одной версте от Ораниенбаума. Мороз был около 19 градусов. На помощь пароходу пришел другой с не менее романтичным названием «Заря», снял пассажиров и доставил их в Кронштадт. А несколькими годами ранее в ненастье на Петергофском рейде погибли лейтенанты Дерибас - командир парохода «Посыльный» и вахтенный начальник Перелешинов, ему был 31 год. Причина - перевернувшаяся в воде шлюпка, в которой находились погибшие.
12 июля 1892 г “когда пассажирский пароход „Луна”, вышедший из Кронштадта в 9 ч. вечера, подходил к устью Невы, один из пассажиров уронил в ватерклозет керосиновую лампу, которая и воспламенила деревянную обшивку. Огонь удалось локализовать, а некоторые дамы впали в истерику”.
К сожалению, случалось и следующее: однажды в сильный мороз до 37 градусов днем к Спасательной станции в Ораниенбауме лошадь привезла в санях замерзших насмерть извозчика и седока.
А вот забавный случай: летом 1893 года с буксирного парохода «Сергий» матросы заметили большого лося, который громко фыркая, плыл в направлении от Лисьего носа к ораниенбаумскому берегу.
С особой торжественностью описано в дневнике генерала Анкудинова освящение и открытие канала, идущего от пароходной пристани вдоль дамбы конно-железной дороги к вокзалу. Случилось это радостное событие 11 июня 1889 года “в 12 и 1/2 ч. дня. Пароход „Луч” высадил прибывших директоров правления товарищества Ораниенбаумского пароходства А. Р. Фишвина, Ф. В. Шебунина и управляющего И. К. Адрианова и гостей. У берега был приготовлен помост для молебна. Духовенство и гости перешли на пароход „Луч”. Пароход медленно двинулся вперед по каналу. Раздавалось громкое пение „Спаси, господи, люди твоя”. Стоимость создания канала, украшенного в этот день флагами, обошлась до 75 тысяч рублей. Длина канала 700 саженей, ширина - 15, а глубина 8 футов. С одной стороны канала находилась железнодорожная дамба, а с другой — деревья и откосы, засеянные травой. Гостям предложили отзавтракать в пароходных каютах.
Продолжение следует….

Научный сотрудник Краеведческого музея города Ломоносова Сакулина Д.В.
Об информационном содержании Вы можете написать администратору cайта. При перепечатке и ретрансляции материалов ссылка на Сайт www.mo-lomonosov.ru обязательна. Информация персонального характера о пользователях Сайта хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.